Перейти к основному содержимому

Довольный заказчик? Сложно, но можно - делюсь лайфхаками

· 3 мин. чтения

Насколько проще было бы писать программы, если бы не заказчики. (с) Роберт Мартин, автор книг о разработке ПО

Чего хотят заказчики? «Ну что за вопрос, Владимир!» — скажете вы. Понятно: чтобы работу сделали быстро, качественно и дешево. Но это рациональные факторы. А вот быть довольным чем-то — это, скорее, из области эмоционального. Что конкретно должен делать спец по 1С, чтобы клиент остался в восторге? Даю практические советы — все из личного опыта.

1. Оправдывать ожидания. Или даже немного их превосходить. Но не обещайте клиенту лишнего и старайтесь проговаривать все детали проекта.
🔵 Обсуждаете задачу? Обозначьте (а лучше распишите), что конкретно планируете сделать. Не жалейте на это времени. Зачастую недопонимание между заказчиком и спецом начинается с мысли «ну, это и так понятно».
🔵 Согласовываете сроки? Учитывайте, что в процессе работы многое может пойти не так. Лучше озвучить дедлайн с запасом и сделать раньше (приятно удивив клиента), чем пообещать и проштрафиться. Если в процессе работы подразумевается активное участие заказчика (дать доступы, уточнить сложные вопросы), то сроки зависят не только от вас. Сколько времени клиент готов выделить на проект? Это тоже стоит обсудить на берегу.
🔵 Договариваетесь об оплате? Очертите границы: что входит в стоимость, а что вы будете рассматривать как дополнения и хотелки.

2. Чаще контактировать. Да, для некоторых спецов это бывает сложно. Программисты не любят общаться с заказчиками, говорю по личному опыту 🙂. Но это полезный навык. А как иначе расположить к себе человека и показать, что вы хотите ему помочь, а не просто сделать работу по ТЗ, получить деньги и забыть?
🔵 Есть несколько вариантов решения задачи? Почему бы не обсудить их с заказчиком, показав, что его мнение важно. Но не переборщите с уточнениями, чтобы человек не подумал, что он все делает за вас.
🔵 Часть работы сделана и ее можно показать? Продемонстрируйте промежуточные результаты, соберите замечания и предложения. Заказчик увидит, что работа идет и вы стараетесь сделать ее максимально классно. А к моменту сдачи клиент будет четко представлять, что получит. Результат не станет для него большим сюрпризом, по которому возникнет куча вопросов и замечаний.
🔵 После сдачи работ пользователи нашли ошибки? Отличный повод еще раз связаться, вместе посмотреть, где возникли проблемы. Посочувствовать пользователю, если он расстроен, и проговорить, как и когда планируете все исправить. Только не забудьте 🙂.

3. Делать красиво. Это я об интерфейсе. Красивый код тоже важен, но пользователь вряд ли его увидит и оценит. А вот интерфейс — это как раз то, с чем человек непосредственно имеет дело. И если внешний вид оставляет приятное впечатление, то небольшие косяки, которые заказчик, возможно, найдет позже, сильно уже не огорчат. Ведь первое впечатление — самое важное. А если визуальная составляющая и удобство вашего решения не очень (как у меня это было здесь), то и хороший функционал уже не радует.

Бонус для опытных спецов. Если хотите работать с клиентом долго и счастливо, старайтесь делать то, что ему нужно, а не слепо следовать тому, что он просит (об этом писал здесь). Понимание реальных проблем клиента и искреннее стремление помочь очень подкупает.

Расскажите в комментариях о ваших взаимоотношениях с заказчиками. Есть ли такие, с кем не удается контакт наладить? Может быть есть свои приемы "сделать клиенту хорошо"?

#кейсы