Желания VS Потребности - клиент (не) всегда прав
Знаете, какие заказчики мне нравились, когда я был «молодым и зеленым» 1С-ником? Те, которые максимально точно ставят задачу. Чуть ли не до запятой! Что и куда добавить, на чем сделать акцент... Ну не замечательно ли? Думать не надо: работай на автомате, да и все. Получил задачу – садись и делай. Оформил красиво – молодец. Идиллия, подумаете вы. Катастрофа, воскликну я!
Хотите пруфы? А вот и они. Работал я как-то с небольшой торговой компанией. Директор сам занимался автоматизацией учета, поэтому ставил мне максимально подробные задачи. Все его таски я прилежно выполнял, почти никогда не высказывал возражений (предложений, понятное дело, тоже). Ну а что, думалось мне, человек точно знает, чего хочет. Разве плохо? Да таким людям можно только позавидовать!
Какое-то время спустя появились проблемы:
– мало кто из пользователей 1С обращал внимание на наши доработки. Во-первых, функционал неудобный. Во-вторых, людям никто толком не объяснил, зачем нужны бесконечные новации.
– директор стал путаться в своей же 1С. Частенько спрашивал у меня: «А ты не помнишь, зачем мы с тобой это сделали?» ||(как думаете, я помнил? 🙂 )||
– код конфигурации все больше напоминал минное поле. Починил в одном месте, сломал в трех других.
Что мы решили? Сейчас бы рассказать душещипательную историю, как я боролся за адекватность, а директор настаивал на своем. Но нет! Мы не только провели полную ревизию доработок, но и узнали, какие вообще потребности учета в компании. В течение нескольких недель проводили совещания, смотрели 1С, думали, обсуждали...
Каков результат?
– 70% доработок просто выкинули: решить задачи можно было с помощью типового функционала конфигурации.
– 25% функционала полностью переделали – так, чтобы пользоваться им было удобно.
– написали инструкции пользователям, чтобы у них было четкое понимание: что делать, какая польза.
– договорились (да, и так бывает), что директор больше не будет говорить спецам, что конкретно хочет увидеть в 1С.
К чему я это рассказал? Чтобы каждый понял, что начинать работу лучше с вопроса: «Какую проблему мы решаем?» К тому же этот кейс полезен руководителям: оставьте проектирование решения тому, кто в теме. Поверьте, это сильно сэкономит время, нервы и... деньги.
Сегодня разговаривал с потенциальным заказчиком. Он мне говорит: «Владимир, я и сам знаю, что нужно сделать. Прислала же вам таблицу, где все подробно расписано». Я чуть было не купился! Но вместо дежурного «ок», ответил четко: «У вас отличная таблица, но давайте сначала обсудим, какие конкретно проблемы возникают в учете?»
Я точно знаю: если мы это обсудим, то сделаем то, что нужно, а не то, что кому-то хочется. Улавливаете разницу? Заказчик за это только поблагодарит.
По теме этого поста есть хорошая фраза Стива Джобса: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать».
А у вас были заказчики-«эксперты»? Может, кто-то узнал себя? Не стесняйтесь, признавать свои ошибки не стыдно!
#истории