Перейти к основному содержимому

Стоп-фразы при общении 1С-ника с заказчиком

· 3 мин. чтения

Пост в продолжение темы эффективного взаимодействия спеца и заказчика (писал об этом, например, тут и тут). Ниже фразы, которые иногда очень хочется сказать заказчику. Но говорить их не стоит — и вот почему.

1⃣** Тут надо все переписывать**
Когда я, программист, это слышу, всегда солидарно киваю. Конечно, бывает полезно все переписать. Вполне вероятно, что новый код станет лучше. Ведь еще Фредерик Брукс в «Мифическом человеко-месяце» писал о разработке ПО: «Планируйте выбросить первую версию — вам все равно придется это сделать»

Но для заказчика эта фраза означает: я не хочу копаться в этом.
Да, разбираться в чужом коде сложно. Аккуратно доделать его — еще сложнее. Но такая у 1С-ника работа.

Нужно иметь в виду, что заказчику все равно, хорошо по мнению спеца сделано решение или плохо. Для него главное, чтобы система решала задачи. Есть смысл предлагать все переписать, если сможете обосновать, чем это будет выгодно. И готовы за это взяться.

Кстати, иногда предложение воспринимается так: те кто вам это разработал — так себе спецы, а вот я — профессионал хоть куда, ||в белом пальто пришел к вам такой красивый. 🙂||
Согласитесь, выглядит не очень. Ведь заказчик может быть доволен работой предыдущих разработчиков и остаться в хороших отношениях с ними. Или представьте, как после вас придут новые спецы с предложением переделать то, что сделали вы. Неприятно, да?

2⃣ У нас проблема
Этот пункт — моя боль в рабочих контактах с помощниками. Само по себе возникновение проблем по ходу проекта — дело обычное. Но почему бы не сообщать о них деликатнее, чтобы это не воспринималось так: готовься, друг, у нас все плохо, сейчас тебе придется серьезно напрячься.

Зачем с ходу портить заказчику настроение? Проблем у него и так хватает, а от 1С-ника он надеется получать решения. Так что предлагаю сообщать не о проблемах, а о вопросах или в крайнем случае затруднениях. И хорошо бы продумать заранее возможные варианты решения, чтобы клиенту оставалось только выбрать подходящий.

3⃣** А сразу сказать нельзя было?**
Обычно эта фраза произносится, когда всплывают какие-то нюансы в проекте, и разработчику предстоит что-то переделать. Заказчик при этом слышит: как с тобой можно работать, если ты сам не знаешь, чего хочешь.

Тут важно понимать, что с ходу поставить задачу идеально очень сложно. А конечная цель работы 1С-ника — сделать максимально полезную систему, пусть и не точно по ТЗ. В комментах расскажу историю на эту тему (не из сферы 1С).

Но что делать, если задача превращается в сплошные изменения и дополнения? Как выразить клиенту свою досаду? Можно обсудить с ним увеличение бюджета и сроков. Это заставит заказчика задуматься, так ли ему нужны изменения проекта.

Если советы полезные, ставьте 👍

#мнение_о_важном