Перейти к основному содержимому

Учить пользователя или не учить, вот в чем вопрос

· 3 мин. чтения

Меня два раза спрашивали (члены Парламента): «Скажите на милость, мистер Бэббидж, что случится, если вы введете в машину неверные цифры? Cможем ли мы получить правильный ответ?» Я не могу себе даже представить какая путаница в голове может привести к подобному вопросу. (с) Чарльз Бэббидж, английский математик, изобретатель первой аналитической вычислительной машины

Путаница в голове у пользователей — это беда для 1С-ника. Но кому, как не нам, этот клубок распутывать? Однажды звонок: «Владимир, в нашей 1С ошибка. Остаток товара в программе не совпадает с реальным остатком на складе. Можешь разобраться, в чем дело, и исправить?»

Я, признаюсь, даже опешил. Значит, вы там косячите (или в 1С, или на складе), а ни в чем не повинный спец должен ваши косяки искать и исправлять?! Впрочем, это я так подумал. А сказал следующее: «Ладно. Только давайте сначала вместе посмотрим эту проблему».

Начали разбираться. Вот, что выяснили:

🖇 Остаток по проблемной номенклатуре по всем регистрам («Товары на складах», «Товары организаций», «Свободные остатки») и правда отличается от того, что насчитал кладовщик.
🖇 Остаток мог «разъехаться» по дублям. Но дублей номенклатуры нет.
🖇 С итогами регистров тоже порядок, пересчитали.

Я даже начал показывать, как оформить инвентаризацию. Но внезапно до меня дошло, что проблема не в 1С, а в пользователе. Дальше диалог:
— Может, — говорю, — вы документ какой-нибудь забыли ввести?
— Нет, — отвечает пользователь, — мы все аккуратно вводим.
— А давайте, — предлагаю, — посмотрим ваши документы.

Оказалось, что часть документов просто-напросто не проведены, а висят черновиками.
— Ну да, — признается пользователь, — там какие-то ошибки возникали, мне посоветовали, что в этом случае можно нажать кнопку рядом с «Провести». Называется она — «Записать».

Я даже не стал уточнять, кто ему это посоветовал! Но решил потратить полчаса на ликбез по основным принципам и понятиям работы в 1С. А параллельно для себя понял, что 1С-ник должен быть не только немного дизайнером (о чем писал здесь), но и немного много учителем. Кто бы мог подумать, что программисту может пригодиться опыт в педагогике (кстати, я даже преподавал у студентов, пока учился в аспирантуре).

Давайте устроим голосование:
🔥 — Если считаете, что лучше потратить время на обучение пользователя: так он будет понимать, что делает, и сумеет правильно сформулировать свои запросы.
🤔 — Если убеждены, что не наше это дело — пользователей учить, а часы на решение несуществующих проблем все равно оплатят.

#истории